Почему в России либералы правят экономикой

Танки на Красной площади. 1991

Или почему люди всегда будут недовольны любой системой.

Человек весь родом из детства. Ещё Фрейд заметил, что люди тащат во взрослую жизнь неизжитые детские комплексы в массовом количестве, что является причиной неврозов и инфантильности. Так как всё это живёт в сфере подсознания и скрыто мощнейшим забором психологической защиты, рационально-логическим путём невозможно убедить человека принять некоторые истины, которые отвергает его психика, состоящая из неизжитой детской инфантильности более, чем наполовину.

Первая детская психотравма возникает у человека на теме осознания смерти. Если взрослый скажет ребёнку о том, что жизнь не вечна и все умрут, ребёнок сначала задумается, а потом спросит:

"А умрут все-все?"

"Да - ответите вы - все-все".

"И я умру? И мама умрёт?"

"Да - скажет взрослый, но опомнившись, добавит - Но это будет ещё очень нескоро".

Но ребёнок напряжённо ищет выхода. Он думает над услышанным. Он не принимает истину смерти и пытается найти формулу спасения.

"Это ты умрёшь - говорит ребёнок. - А мама не умрёт, и я не умру. Ты плохой".

Вы думаете, это куда-то девается тогда, когда ребёнок вырастает? Нет. Инфантильность не рассасывается. "Мужество быть" - философская категория, осознающая драму бытия, которое неизбежно кончается смертью. Философов в обществе 2 %. Остальные - большие дети. Они требуют мифа, как сказки перед сном, который позволит им успокоиться и найти в себе силы жить перед лицом грядущего небытия. Упрекать человека за слабость - безнравственно.

Апокалипсис - самая нечитаемая часть Священного писания. Новое Время с его новой религией гуманизма в виде обожествления всех человеческих похотей, является убежищем взрослого человека от травмирующих истин. Если перевести гуманизм как религию человекобожия на профанный язык бытового мышления, он сведётся к формуле: "Эх, пей, гуляй, однова живём!". Вот вам и вся суть гуманизма как либерального раздела антропологии, учения о человеке.

Питер Брейгель Старший. Страна лентяев. 1567

Когда взрослому человеку говорят какие-то травмирующие истины, он протестует и агрессию против травмирующего переносит на говорящего, упрекая его, что тот хочет призвать его оправдать зло. Согласиться с тем, что объяснить и понять - не значит простить и оправдать, душа инфантила не может. Потому что понять - это в его понимании смириться с неизбежностью и прекратить борьбу. Мысль же о том, что борьбу прекращать нельзя, потому что будет ещё хуже, но при этом окончательная победа невозможна, вообще вводит человека в ступор. Он не принимает вывода, что всё так плохо и безнадёжно, что придется жить и терпеть то, что терпеть не хочется, а в конце умереть. Не хочется терпеть зло и соглашаться с тем, что оно вечно. Вот соберёмся все вместе, убьём врагов или прогоним их - и наступит эра светлого счастья.

Человек не понимает - а зачем тогда жить, если зло неискоренимо и непобедимо? Бытиё со страданием неоправданно. Оно оправдано лишь в блаженстве. Страдание не может быть целью бытия. Это бесчеловечно. Негуманно. Мысль, что в жизни человек вынужден терпеть, не принимается, а говорящий такое объявляется еретиком, подлежащим распятию. Как взрослый, сообщивший ребёнку о том, что все умрут. Зачем же тогда рождаться и жить? Не затем же, чтобы мучиться, а в конце всего умереть? А как же "Человек рождён для счастья, как птица для полёта?" Терпеть - удел рабов. Нетерпение - высшая форма героизма. Вот источник эстетики всех революционных учений. Инфантильность. Странно, инфантильность как исток революционности? Это кажется парадоксом только если отбросить этапы трансформации одного в другое.

То, что сейчас будет сказано, встретит именно такую реакцию читателей. И именно по этой причине автор будет назван адвокатом зла и его защитником - самый нелепый вывод. Реакция улитки на укол булавки. Очень болезненный вопрос. Но истина дороже, и потому должна быть сказана.

В России либералы правят экономикой не потому, что Запад заставил, а потому, что общество так решило. Сотни тысяч протестующих против советской системы в 90-м - это факт. ГКЧП никто не поддержал - это факт. Семейные походы с поеданием мороженного на зрелище расстрела танками Верховного Совета РСФСР в 1993-м - это факт. Народ выбрал Ельцина для того, чтобы тот поскорее сокрушил социализм и начал строить капитализм. Об этом тогда мечтала вся страна, включая рабочий класс и интеллигенцию. Осознание ошибки пришло позже и уже ничего не изменило.

Когда-то в СССР так случилось, что люди устали от дефицита и отсутствия возможностей потреблять так, как на Западе. Руководство партии с подачи интеллигенции и согласия большинства народа отказалось от социализма как от политэкономической системы. Переход к капитализму оказался болезненным, но создал визуальный ряд изобилия прилавков. Общество страдает от язв капитализма, но ни в коем случае не хочет возврата к социализму. Оно хочет уврачевания капиталистических язв, но не отмены самого капитализма.

То есть общество требует капитализма с человеческим лицом. Но капитализма. Частная собственность в целом как категория не вызывает у человека отторжения. Человек, если он не обладает частной собственностью, хочет обладать ею и защитить её от угроз, а не уничтожить как понятие. Человек хочет лишь обуздания эксцессов частной собственности, но не запрета на неё. И эти эксцессы он относит не к институту частной собственности, а к греховной природе человека.

Либерализм, таким образом, лежит в основе человеческих экономических мотиваций. Либерти - свобода - понимается как свобода иметь собственность и защищаться ею от жизненных невзгод. Это базовый инстинкт человека. Все искажения этой идеи уже наросли со временем и подобны искажениям коммунизма - антитезы идеи частной собственности. Сколько существует коммунизм как идея, столько существует борьба с его искажениями. То есть искажается всё - даже христианство. Ну могли ли думать 12 апостолов со Христом во главе, что будут времена, когда выступающие от их имени католические и протестантские пасторы будут шествовать в колонне содомитов, благословляя то, за что Господь спалил огнём Содом и Гоморру? Что проповедь нестяжания у пастырей будет заменена стремлением к стяжанию?

Гей-парад в Стокгольме. БЛАГОСЛАВЛЯЕТ весь этот Содом католический священник. Как говорится - "Господь, жги!"

Могли ли стремящиеся к царству свободы коммунисты полагать, что во имя их идеи будут убиты и заключены в тюрьмы, где и погибнут, многие количества людей, вся вина которых была в том, что они родились в классово чуждых семьях? А оставшимся будет жёстко предписано, сколько они могут зарабатывать, на что тратить заработанное и что считать правильным? Стоит ли удивляться, что либерализм скатился к сатанизму? Ведь всё, родившись, деградирует и стремится к смерти.

И потому теперь в России, расставшейся с коммунизмом - капитализм. Социалистический государственный бюджет имел источники накопления денег в том, что всем госпредприятиям (а других не было) предписывался план по производству, ценам, себестоимости и прибыли. Под план Госбанк составлял кассовый план и эмитировал деньги - строго безналичные. Вся наличность в стране возникала только через кассу, где получали зарплату. План был так составлен, что прибыль была небольшой и распределялась по специальным фондам предприятия. Но не вся, а часть. Нераспределённый остаток прибыли изымался в госбюджет и служил главным источником пенсий и капвложений в экономику.

Плюсом системы была независимость от внешних источников капитала. Минусом - все деньги уходили на крупную индустрию, на потребительский рынок система не ориентировалась. Там была деградация или очень медленное, отстающее развитие. Россия в ХХ веке в области торговых площадей отстала от Запада на столетие, а сама торговля стала источником массового раздражения. В конце концов именно убожество потребительского рынка и убило систему - она потеряла оправданность в глазах населения. Никакие социальные льготы систему на спасли.

Капиталистическая экономика основана на том, что госбюджет получает деньги лишь через налоги. И потому чувствителен к взлётам и спадам в экономике. От налогов денег в бюджете всегда не хватает. Они идут на социальные цели, на науку, полицию и на оборону, ну и на крупные проекты, которых не может быть много. Быть главным инвестором в экономике капиталистическое государство не может в принципе - для этого у него нет источников денег. Чтобы они возникли, нужно поставить под контроль цены и прибыль, убить рынок. Согласиться на перекосы и дефицит, на всё то, что было в 60-х, 70-х и 80-х.

Критиковать либерализм как господствующую идеологию за его догмы мало. У коммунизма свои догмы. Не слабее либеральных. Сказать, что эффективность не зависит от формы собственности и потому привет мощному госсектору - мало. Надо сказать - если вы хотите за счёт бюджета финансировать экономику, вам нужны Госплан, Госснаб и Госкомцен с Госбанком. И здравствуй, чёрный рынок. Потому что когда в стране действуют свободные рыночные цены и заниженные фиксированные государственные, мотивация работает так, что её не задавить - начинается переток государственных ресурсов на рынок, который становится чёрным. Мы это уже проходили, начиная с Хрущёва. Вернёмся? Нет, если примем решения вернуться, то вернёмся, но хочет ли этого общество?

Оно этого не хочет. Между советским планом и рынком общество выбрала рынок. Не колхозный, примитивный, советский, а нынешний, с гипермаркетами и автосалонами. С потребительскими кредитами, благодаря которым все ездят на иномарках и пользуются бытовой техникой в домах. И сами дома по ипотеке позволяют не жить на квартире. Расширить доступность ипотеки легче, чем в принципе решать вопрос через бесплатное государственное жилищное строительство, где придётся стоять всю жизнь в очереди на формально бесплатное жильё, когда уже и дети выросли и внуки пошли, а жилья всё нет. Да, ипотека - это рискованно, доступно не всем - но доступно. Предложите сейчас народу от всего этого отказаться! Ни за что не согласятся. Денег не хватает? Это другая проблема.

В СССР и деньги были, но товаров не было. На чёрном рынке всё втридорога. Краска для пола только белая и слоновой кости - коричневую не ищите. Нет. Распределяется только по фондам среди предприятий. Купить нельзя, можно лишь украсть. Автомобиль не купить. Запчасти не купить. Обои не купить. Кафель только в Москве. Колбаса только в столице и городах-курортах. По полкило в одни руки. Яйца три раза в неделю и заканчиваются за час. Очереди. Очереди. Очереди. Вся страна - сплошная очередь. Видят очередь - занимают и потом спрашивают, что дают. Продавцы грубят. Пирамиды из консервов двух видов. В серых продмагах запах гнилой картошки и бочек с соленьями. Полупустые прилавки. Ржавая селёдка в эмалированных лоточках. Всё это заворачивают в серую бумагу. Периодически пропадают то мыло, то стиральные порошки, то сахар, то бензин, то детские колготки. Народ приспосабливается как может. Всё везде по блату. Всё на связях. Нет блата - ничего нет. Ты на социальном дне. Забыли? Тем, кто тогда жил, этого никогда не забыть.

А теперь поставьте себя на место Путина. Страна не хочет социализма в виде Госплана и дефицита, но хочет его в виде бюджета как бездонного источника пенсий и новостроек. Пожалуйста - это можно организовать! Сейчас нам Госплан составит план, Госкомцен составит цены, Госснаб скажет, кто что произведёт и кому отпустит. Тотчас появится свободный остаток прибыли, изымаемый в бюджет. Его раздадут на пенсии и заводы. Правда, исчезнет стиральный порошок и сахар с колготками, колбаса исчезнет, туалетной бумаги не станет, но ведь это мелочи, правда? За яйцами с утра во вторник, четверг и субботу пораньше встанете - бабушки научат, как это делалось, они помнят. Вы готовы? Колбасу завезут двух видов - варёную и копчёную. За час разберут. Но только в понедельник и четверг, и только не больше килограмма в одни руки. И не толпитесь, вы сами себя задерживаете. Вы на это согласны? Тогда дело за малым! Выберите КПРФ – и здравствуй, социализм!

Ибо, как вы понимаете, тогда будет нужна однопартийная система и Советы как приводные ремни партии. В которых одна партия совьёт свои гнёзда. Это называлось "партийные группы в непартийных организациях". В эту партию мгновенно устремятся все подонки и карьеристы. Откроются закрытые спецраспределители и торгсины, где торгуют импортом по дешёвке. Вернётся пора закрытых просмотром и пансионатов ЦК. Вам Медведев с Силуановым не нравятся? Не вопрос - Лиагчёва с Рыжковым хотите? Горбачёва с Шеварднадзе хотите? А придётся.

Страна в большинстве своём не хочет советской экономико-политической модели. Альтернативой ей может быть только та, что сейчас - капиталистическая. Не в форме собственности главное дело, а в том, как наполняется бюджет. Он наполняется либо по социалистической модели - со всеми оборотными сторонами медали, либо по капиталистической - со всем тем же.

А теперь представьте себе, уважаемые правильные патриоты, что Путин остро захотел вернуться в социализм. Ему для этого надо малость - сделать революцию. Сможет он это организовать? Позволят ли ему это - нет, даже не элиты - вы сами? Общество? Люди позволят? Вы действительно именно этого хотите? И вы готовы вернуться туда, ко всему этому? Если да - добро пожаловать на площади и избирательные участки! Вот вам Зюганов, не хотите – вот Тюлькин с РКРП, вот бюллетень в руки - поддержите их на ближайших выборах! И будет вам социализм с Госпланом, пустые прилавки, чёрный рынок, дефицит, пенсии из бюджета и безналичные деньги на строительство заводов. Только дайте понять Путину и миру, что вы всего этого очень хотите. Это очень не сложно.

Если вы этого не хотите, то определитесь с тем, чего вы хотите. За любой выбор придётся чем-то платить. Не будет так, чтобы всё у вас было и ничего вам за это не было. Так не бывает. На что вы готовы? Чем и ради чего хотите пожертвовать?

И пока вы чётко с этим не определитесь, не толкайте Путина на революцию - со всеми её побочными последствиями. Во-первых, вы же сами этого не захотите. Во-вторых, вы ещё не знаете, чего толком вы хотите. Капитализма не хотите, социализма не хотите - а чего вы хотите? И в-третьих - а что вы будете делать, когда выяснится, что новые министры тоже плохие и партия плохая, что всё опять не по классикам и получилось опять не то, что хотели? Опять требовать делать революцию?

Может, хватит? Может, всё дело не в системе, а в вас? Может, вы просто нигилисты? Вам ведь никакая система не понравится. Ни та, ни эта. Что же делать? Тут олигархи и компрадоры, там партийные перерожденцы и оппортунисты, повсюду коррупционеры, карьеристы, приспособленцы. Как жить? Не принимать же истину, что идеальной системы нет и быть не может. Это может сказать лишь враг, который хитро хочет заморочить голову. Заставить терпеть.

Это нет так, уважаемые патриоты. Не терпите, не надо, просто определитесь, чего вы хотите. И потом будьте готовы нести полную личную ответственность за ваш выбор, не перекладывая её ни на кого. Социализм - значит, социализм. Со всей партноменклатурой, фальшивыми лозунгами и дефицитом. Капитализм - значит капитализм. Со всеми либералами, рекламой и банкирами. Совместить не получится. Одного без другого не бывает. За всё, что происходит, отвечает каждый из вас. Тут как в фехтовании - нельзя сказать: "Ой, мужик, извини, я ошибся, дай я переделаю". Переделать не получится. Придётся терпеть. Терпеть – это не значит не менять. Терпеть – это значит не ломать. Менять, не ломая перед этим. Разница огромная. Терпение в этом. Как ни крути, а это всё же главное, ради чего мы приходим в этот мир.

Специально для ИА REGNUM

Источник ➝